Технические устройства (системы) с измерительными функциями Новости

Технические устройства (системы) с измерительными функциями

Технические устройства (системы) с измерительными функциями (ТСУИФ), в отличие от СИ, используют измертельные функции лишь с целью выполнения своей основной задачи, а не в качестве главного предназначения. Так, измерение физических величин какого-либо объекта или процесса бывает необходимо для осуществления контроля и управления последними, статистического учета, диагностики, блокирования недопустимых действий оператора и т. д.  Подобные ТСУИФ обеспечивают автоматическое регулирование режимов работы подконтрольных объектов в зависимости от изменения внешних и внутренних параметров. К ним можно причислить системы поддержания постоянной нагрузки на теплоэлектростанциях и других энергетических объектах, аппаратуру контроля параметров и отбраковки готовых изделий (комплектующих) на автоматизированном конвейерном производстве, системы поддержания заданной температуры в холодильных камерах, климат-контроль и т.д. В этом случае решение измерительной задачи является обязательным условием выполнения ТСУИФ своего основного предназначения.

В ТСУИФ измерительные функции иногда реализуются параллельно с основным назначением устройства, как вспомогательная, но обязательная задача. Так, установка встроенного динамометра в шкив-блок подъемно-транспортного оборудования с целью контроля фактического усилия на гаке хоть и превращает его в ТСУИФ, но не влечет за собой дисфункцию базового устройства при выходе из строя, либо отключения измерительного модуля в том, разумеется, случае, когда не предусмотрена его блокировка в целях безопасности.

Технические устройства с измерительными функциями не следует путать с индикаторами, которые предназначены для выявления того или иного фактора, превосходящего, либо не достигающего в количественном отношении некого порогового значения, с целью отображения в доступной форме, либо воздействия на контролируемый объект, но не рассчитанные на измерение каких-либо характерных для него физических величин с заданной точностью. В качестве примера можно привести некоторые виды релейных систем, в частности систем безопасности, термо и иные простейшие регуляторы, применяемые в бытовой технике, различные предохранительные устройства, в том числе выполненные на базе разрушающихся элементов и т. д. Тем не менее, критерий этот достаточно условен. Так, некоторые виды универсальных технических средств, с помощью которых контролируются параметры рабочего процесса тепловых двигателей, с равным основанием могут быть отнесены как к СИ, так и к индикаторам, в зависимости от конкретного объекта, на котором он используется, а также ряда иных факторов.   

Огромное разнообразие конструктивных решений технических устройств с измерительными функциями, реализованными в той или иной форме, значительно усложняет задачу как по их классификации, так и в части собственно причисления конкретных изделий и систем к категории ТСУИФ. Практически единственным критерием оценки в этом случае является следующая формулировка: «...измерения, которые выполняются рассматриваемыми техническими средствами, характеризуются или могут быть характеризованы показателями точности измерений». С другой стороны, решение может быть принято на основе сравнения имеющегося образца с его близким аналогом, включенным в Государственный реестр средств измерения.

Согласно ст. 10 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» п.2 «...порядок  отнесения технических средств к техническим системам и устройствам с измерительными функциями устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения единства измерений», а именно Ростехрегулированием. Решение принимается по выводам  технической экспертизы на основании заявки федерального органа, предприятия, либо юридического или физического. В случае положительного решения и причисления изделия к ТСУИФ на него автоматически распространяются положения ГОСТ Р 8.674-2009 «Общие требования к средствам измерений и системам и устройствам с измерительными функциями». Следует отметить, что этот документ, несмотря на некоторые различия требований, предъявляемых к СИ и ТСУИФ, в целом уравнивает их. Так, идентичны общие положения, а также технические и метрологические требования (разд 4, 5, 6), за исключением пункта 6.6 «Индикация результата измерений», в котором требования к СИ обозначаются отдельно. Разнятся в этой части и условия раздела 7 «Требования правового характера». Так, из пункта 7.1 следует, что: «Формы оценки соответствия ТСУИФ обязательным требованиям при выполнении ими измерений, отнесенных к сфере государственного регулирования в области обеспечения единства измерений, устанавливаются законодательством Российской Федерации о техническом регулировании». Можно понять, что данная формулировка прямо говорит опять таки о ст. 10 в 102-ФЗ с последующей переадресацией в сферу компетенций Ростехрегулирования. Отсюда следует вывод о возможности принятии решения исключительно по результатам все той же экспертизы.

Вместе с тем, специфика той или иной отрасли, в том числе относительно испытаний и поверки ТСУИФ может быть выражена нормативными документами в форме ведомственных инструкций, рекомендаций и других видов нормативной документации, при условии соответствия их 102-ФЗ, ГОСТ Р 8.674-2009 и т.д. К примеру, подобная практика имеет место в ОАО «РЖД», где действует особый порядок, установленный Методическими указаниями «Порядок метрологического обеспечения технических систем и устройств с измерительными функциями». Так, в качестве критерия, достаточного для предъявления к конкретным ТСУИФ требований, действующим в отношении СИ аналогичного назначения, признается наличие в технических системах функционально законченных блоков, модулей или каналов, выполняющих измерительные функции.

С другой стороны, четко обозначается, что «...СИ в составе ТСУИФ, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, должны проходить в установленном законодательством порядке процедуру испытаний в целях утверждения типа, а также процедуру поверки». Такой порядок учета ведомственной специфики в сочетании с требованиями существующей нормативно-правовой базы представляется весьма рациональным.

Подобный нормативный документ, действующий в сфере разработки и эксплуатации средств робототехники, признает основным критерием для причисления технического устройства к категории ТСУИФ «...преобладающее значение информации, получаемой в процессе измерения, для непосредственного управления объектом, в составе которого находится данный блок или система». При этом указывается, что любое устройство, обладающее измерительными функциями «...может (а при наличии специальных требований – обязаны. Прим. автора) иметь функциональный блок или модуль, предназначенный для отображения, либо фиксирования и дальнейшей обработки данных, полученных в результате измерения». В частности, такие требования предъявляются к измерительно-аналитическому модулю системы управления робототехнического комплекса, предназначенного для дезактивации объектов энергетики. Здесь данные об интенсивности и составе радиационного излучения, необходимые в первую очередь для автоматического регулирования процесса очистки и управления режимом движения робота, отображаются на пульте оператора и параллельно фиксируются в оперативной памяти АСУ.

В целом, с учетом сказанного выше, представляется рациональной систематизация критериев соотнесения технических устройств к СИ, либо ТСУИФ именно в свете анализа главных функций того объекта, в составе которого они функционируют. Структура же и конструктивно-технические признаки рассматриваемого устройства (системы) если и должны приниматься во внимание, то исключительно в качестве косвенных доводов. Признаки развития ситуации в этом направлении уже имеются. К примеру, подобное распределение, хотя и пока еще поэлементное, уже существует в сфере вычислительной техники, связи, теле и радиовещания, где измерительные функции в значительном объеме реализуются посредством специализированного программно-аппаратного обеспечения.

  • Дата вступления в силу Не указана
  • Загрузить Нет документов
  • Статус Не указан

Другие статьи по данной теме отсутствуют