Государственный метрологический надзор
Федеральный государственный метрологический надзор (ФГМН) – одна из форм государственного регулирования в области обеспечения единства измерений (ОЕИ). ФГМН – контрольно-надзорная деятельность в сфере ОЕИ, которая заключается в систематической проверке соблюдения обязательных требований законодательства РФ об ОЕИ, в применении мер за нарушения, выявленные во время надзорных действий в рамках действующих законов. Она осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Правительство РФ своим Постановлением № 246 от 06.04.2011 ввело в действие «Положение об осуществлении федерального государственного метрологического надзора». И возложило выполнение государственной функции по «осуществлению государственного метрологического надзора (ГМН)» на Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Нормативно-правовые акты по осуществлению государственного метрологического надзора
Государственный надзор осуществляется в соответствии с нормативными документами:
- Федеральный закон 102-ФЗ от 26.06.2008 «Об обеспечении единства измерений»;
- 294-ФЗ от 26 декабря 2008 года «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- «Положение об осуществлении ФГМН»;
- «Административный регламент исполнения Росстандартом государственной функции по осуществлению ФГМН» (Далее АР), утвержденный Приказом Минпромторга РФ № 418 от 16.04.2012;
- ПП РФ от 30 июня 2010 г. N 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
- Приказ Росстандарта от 17 ноября 2004 года N 246 «О должностных лицах Росстандарта и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях» (зарегистрирован в Минюсте России 2 декабря 2004 года, № 6165).
Участники государственного метрологического надзора в сфере ОЕИ
ГМН осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (органами государственного надзора) в соответствии с их компетенцией:
- органами Федерального агентства (Росстандарта) или конкретно Управлением государственного надзора и контроля;
- территориальными органами – межрегиональными территориальными управлениями Федерального агентства (далее - МТУ Росстандарта), руководит которыми Управление территориальных органов и региональных программ Росстандарта.
- Непосредственно надзор выполняют должностные лица этих структур, в обязанности которых входят вопросы организации и осуществления ГМН.
Объекты ГМН (объекты надзора). При государственном контроле и надзоре осуществляется проверка соблюдения обязательных требований, установленных законодательством РФ, которые являются регулируемыми государством в сфере ОЕИ, следующих объектов (ст.15 п.1. 102-ФЗ):
- единиц величин (ЕВ);
- эталонов единиц величин;
- измерений;
- стандартных образцов (СО);
- средств измерений (СИ).
Обязательные требования к измерениям, эталонам единиц величин, СО и СИ устанавливаются законодательством РФ об ОЕИ и законодательством РФ о техническом регулировании. Обязательные требования к единицам величин, выполнению работ, услуг по ОЕИ определены законодательством РФ об ОЕИ. (ст.1 п.6. 102-ФЗ).
В данном тексте под термином «объекты надзора» будем понимать перечисленные выше объекты, которые предназначены для применения в сфере государственного регулирования ОЕИ, распространяющиеся на области деятельности, перечисленные в ст.1 (п.п.3-5) 102-ФЗ.
Справка. Касательно СИ. Все находящиеся в эксплуатации, разрабатываемые, производимые, поступающие по импорту СИ делятся на две группы:
- предназначенные для применения в сферах государственного регулирования ОЕИ;
- непредназначенные для применения в сферах государственного регулирования ОЕИ. За этими СИ ГМН не проводится.
Субъекты ГМН (субъекты надзора). ГМН распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют следующие виды деятельности (ст.15 п.2. 102-ФЗ):
- измерения, для которых установлены обязательные требования, т.е. регулируемые государством в сфере ОЕИ, выполняемые в одной из областей деятельности, указанных в ст.1 (п.п.3-5) 102-ФЗ;
- выпуск из производства, продажу, ввоз в РФ, применение на территории РФ объектов надзора;
- расфасовку товаров.
ФГМН как форма государственного регулирования и государственная функция
До ввода в действие 102-ФЗ видами государственного метрологического контроля называли: определение типа СИ; поверку СИ; лицензирование физических и юридических лиц, занимающихся изготовлением и ремонтом СИ. Государственный метрологический надзор осуществлялся за: состоянием, изготовлением и эксплуатацией СИ, эталонами ЕВ, аттестованными методами выполнения измерений, исполнением метрологических правил и норм; за расфасовкой любых товаров; за количеством товаров в торговых операциях.
Будьте внимательны, такое понимание государственного контроля и надзора часто можно встретить на сайтах в Интернете, где ресурсы не обновляются, либо нет даты актуальности информации (также по Приказу Минпромторга № 1104 от 17 августа 2011 года утратили силу документы Госстандарта России, принятые в 1994 году, устанавливающие порядок осуществления государственного метрологического надзора).
По ст.15 п.1. 102-ФЗ ФГМН осуществляется за:
- соблюдением обязательных требований в сфере государственного регулирования ОЕИ к объектам надзора при их выпуске из производства, ввозе на РФ, продаже и применении на территории РФ;
- наличием и соблюдением аттестованных методик (методов) измерений.
Осуществление ГМН – одна из государственных функций Росстандарта, которая выполняется на основе проверок, которые определяются в качестве административных процедур: плановые и внеплановые (п.26 АР). При этом отношения, связанные с организацией, проведением проверок объектов надзора, с осуществлением надзора регулируются положениями 294-ФЗ. Плата за исполнение данной государственной функции, «осуществление государственного метрологического надзора», не взимается (п. 23 АР).
Результатом исполнения ГМН (п.6 АР) является составление и вручение объекту надзора акта проверок. Если найдены нарушения, то обязательно выдается к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений и принимаются меры по привлечению нарушителя (юридическое лицо или его должностное лицо, индивидуальный предприниматель) к административной ответственности. Если СИ не соответствует обязательным требованиям, то должен быть на него знак непригодности.
В соответствии с 294-ФЗ и Административным регламентом вас, как субъект надзора, могут ожидать проверки плановые и внеплановые. По месту проведения они могут быть документарными и выездными. Плановые проверки проводятся в форме документарной или выездной проверки.
Сроки проверок. Срок любой из проверок не может быть более 20 рабочих дней. Для малых предприятий суммарное количество часов плановых выездных проверок не может быть в год более 50, для микропредприятия – более 15 часов (п.8.АР допускает продление срока в определенных регламентом ситуациях).
Что могут проверить при государственном метрологическом надзоре ? По ст.17 п.3 ФЗ № 102 при государственном надзоре у вас могут проконтролировать:
- соблюдение порядка уведомления о начале деятельности вашего предприятия (или ИП), связанной с производством (или ввозом в РФ) эталонов ЕВ, стандартных образцов и СИ;
- соответствие используемых вами ЕВ единицам величин, допущенным к применению в РФ («Положение о единицах величин, допускаемых к применению в РФ» , введенное ПП РФ № 879 от 31 октября 2009 г.);
- соответствие обязательным требованиям ОЕИ эталонов ЕВ, стандартных образцов, СИ;
- наличие и соблюдение аттестованных методик (методов) измерений;
- соблюдение обязательных требований к измерениям, проводимым на вашем предприятии в сфере государственного регулирования ОЕИ.
Проведение проверки должно происходить в соответствии с полномочиями органа государственного надзора и их должностных лиц, которые при проверке по осуществлению ГМН имеют право:
- посещать территории, помещения вашей организации в целях контроля (во время исполнения служебных обязанностей);
- получать от вас документы и сведения, требуемые для проведения проверки.
Правила и порядок подготовки проверок регламентированы положениями закона 294-ФЗ. Правила и способы информирования организации о предстоящей проверке приведены в п.п. 12-21 АР.
Виды проверок ГМН
Плановые проверки (ст.9 294-ФЗ). Их предметом является соблюдение субъектом надзора совокупности предъявляемых обязательных требований в сфере ОЕИ; достоверность сведений, включенных в уведомление о начале предпринимательской деятельности. Периодичность таких проверок – не чаще чем один раз в 3 года.
Они проводятся на основе ежегодных графиков, которые также включают: цель и основание, дату и срок, наименование органа государственного контроля проведения каждой плановой проверки (в соответствии с ПП РФ № 489 от 30 июня 2010 г).
На сайтах МТУ Росстандарта можно найти графики контроля на год (они публикуются до 31 декабря года, предшествующего году проведения проверок). Если ваше предприятие находится в списке, то вам следует знать, что проверка производится на основе приказа руководителя МТУ Росстандарта о начале проведения плановой проверки.
О плановой проверке должны уведомить за 3 рабочих дня до ее начала, путем отправки копии приказа. Это может быть заказное почтовое отправление (с уведомлением о вручении), электронный документ по электронной почте или другие способы.
Внеплановые проверки (ст.10 294-ФЗ). Их предметом является проверка совокупности предъявляемых обязательных требований в сфере ОЕИ; контроль за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.
Росстандарт имеет право проводить внепановые проверки только в случаях:
- приказа руководителя органа госконтроля, изданный на основании требования прокурора, в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ;
- поступления в Росстандарт заявлений и обращений от граждан, юридических лиц, ИП, информации, СМИ, от органов государственной власти, местного самоуправления;
- истечения срока исполнения предписания об устранении выявленного нарушения, ранее вам выданного.
О внеплановой выездной проверке вас должны уведомить за 24 часа до ее начала любым доступным способом. Уведомление не требуется, если проверка производится на основании информации государственных органов, обращения или заявления граждан, юрлиц, ИП.
Документарные проверки (ст. 11 294-ФЗ). Основание – Приказ руководителя Росстандарта по месту нахождения территориального отдела МТУ Росстандарта. Осуществляется должностным лицом, которое указано в приказе.
Для данного вида надзора вы обязаны предоставить на проверку (по месту нахождения территориального отдела Росстандарта) в бумажном или в электронном виде копии документов, перечисленные в приказе. Документы не требуют нотариальной заверки. Порядок предоставления документов установлен ПП РФ № 553 от 07.07.2011 г.
В случае неоднозначных сведений в документах, вами представленных, и ваших документах, уже имеющихся в Росстандарте (ранее представленных), возможен запрос на дополнительные документы и пояснения от вас в рамках предмета проверки (иные документы Росстандарт не имеет права требовать).
По окончании проверки составляется Акт проверки, с которым вы можете ознакомиться, представив расписку об ознакомлении, либо отказаться от ознакомления. Тогда Акт о результатах документарной проверки будет отправлен вам заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Если в ходе документарной проверки установлены признаки нарушения обязательных требований в сфере ОЕИ, то должностное лицо Росстандарта вправе провести выездную проверку.
Выездные проверки (ст.12 294-ФЗ) проводятся по месту нахождения вашей организации в случае, если при документарной проверке не стало возможным:
- убедиться достоверности и в полноте сведений, имеющихся в уведомлении о начале осуществления деятельности, в иных документах;
- оценить соответствие вашей деятельности обязательным требованиям в сфере ОЕИ без проведения проверки на месте.
При приезде к вам должностное лицо Росстандарта предъявляет: свое удостоверение, приказ о назначении выездной проверки, знакомит вас с планом данной проверки (основания, цели, задачи, сроки, условия контроля; виды и объем мероприятий, состав экспертов, представителями экспертных организаций; перечень требуемых документов и сведений; распределение работы между проверяющими).
Вы, как руководитель или должностные лица вашей организации имеют право присутствовать при проведении проверки. Результат выездной проверки – Акт выездной проверки.
Принятие мер по результатам проверки
«Положение об осуществлении ФГМН» (п.11) установило, что органы надзора при выявлении нарушений при проведении проверки обязаны принять меры, предусмотренные 102-ФЗ и 294-ФЗ.
Нарушениями являются: выпуск из производства, ввоз в РФ, продажа или применение СО и СИ неутвержденных типов; или СО и СИ, не соответствующих обязательным требованиям; использование для выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования ОЕИ, неповеренных СИ.
В соответствии с АР (п.п. 66-67) в случае выявления нарушений обязательных требований законодательства РФ об ОЕИ должностные лица, проводившие проверку, обязаны:
- выдать проверяемому лицу обязательное к исполнению предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока устранения;
- предписание о запрещении выпуска из производства, ввоза РФ, продажи или применении СО и СИ с выявленными нарушениями;
- нанести на СИ знак непригодности.
При обнаружении нарушений исполнения требований законодательства ФР в области ОЕИ составляется Протокол об административном правонарушении (в соответствии Приказом Росстандарта от 17 ноября 2004 года № 246). Копии вручаются вам под расписку или приходят заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
При вашем несогласии с выданным предписанием об устранении нарушения, с фактами, выводами, предложениями Акта проверки вы можете изложить особое мнение в свободной письменной форме, представить его руководителю проверки. При этом проверьте, чтобы в Акте проверки сделана об этом отметка.
Справка. Если вы не получили почтовое отправление, то почтовое отделение делает отметку о невозможности его вручения. При этом Росстандарт считает его врученным.
Проверяющий направляет материалы проверки в судебные органы или должностному лицу органа ГМН, уполномоченному на рассмотрение дел об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ. Оно должно вынести одно из постановлений: о назначении административного штрафа на должностное или юридическое лицо; или о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
- Дата вступления в силу Не указана
- Загрузить Нет документов
- Статус Не указан