СТУ
Правовые основы систем добровольной сертификации Новости

Правовые основы систем добровольной сертификации

Правовые основы функционирования систем добровольной сертификации установлены в 184-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации № 32 и приказом Минпромторга России № 1440. Единый реестр является информационным ресурсом, полномочия по ведению которого возложены на Росстандарт. При этом Росстандарт не обладает полномочиями по осуществлению контроля систем добровольной сертификации, зарегистрированных в Едином реестре, вследствие чего ведение реестров сертификатов соответствия, выдаваемых в рамках каждой конкретной системы, формирование системы, формирование структуры и состава их участников, определение порядка проведения работ, а также предоставление основополагающих документов каждой конкретной системы, являющихся интеллектуальной собственностью их владельцев, находятся в компетентности держателей этих систем. Указанные параметры регламентируются утвержденными держателем каждой конкретной системы добровольной сертификации правилами функционирования, при формировании которых организация/индивидуальный предприниматель определяет структуру участников, набор их полномочий, а также правила и критерии включения аккредитованных органов по сертификации и/или испытательных лабораторий.

Ст. 31 № 184-ФЗ определено, что аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется Росаккредитацией в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Добровольное подтверждение соответствия не подменяет обязательную оценку соответствия. Документ о соответствии определенным критериям правомерно выдается в рамках системы добровольной сертификации исключительно, если он является внутренним документом системы добровольной сертификации.

Указанный документ представляет собой дополнительное свидетельство о наделении аккредитованных в национальной системе аккредитации органов по сертификации и/или испытательных лабораторий (центров) полномочиями для осуществления работ по подтверждению соответствия в конкретной системе и не может являться подтверждением аккредитации этого органа по сертификации/испытательной лаборатории (центра) в национальной системе аккредитации.

Ведение реестра испытательных лабораторий и органов по сертификации находится в сфере полномочий Федеральной службы по аккредитации, и Росстандарт не вправе осуществлять контроль и надзор над органами по сертификации и испытательными лабораториями. В случаях и порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации № 934, Росаккредитация принимает решение о признании недействительными документов, выданных аккредитованными испытательными лабораториями в процессе их деятельности (п. 2 ст. 31 № 184-ФЗ). Кроме того, действие аккредитации прекращается в случае выявления в течение года более двух фактов нарушений аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, а также факта, свидетельствующего о заведомо ложных и (или) недостоверных документах, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также о заведомо ложных и (или) недостоверных представленных экспертной группой экспертного заключения, акта выездной экспертизы, акта экспертизы, заключения об оценке устранения заявителем, аккредитованным лицом выявленных несоответствий критериям аккредитации (пп. 6 и 8 п. 1 ст. 22 412-ФЗ). Росстандарт не уполномочен также на осуществление инспекционного контроля, федеральный государственный контроль деятельности аккредитованных лиц осуществляет Росаккредитация (пп. 2 п. 1 ст. 8 412-ФЗ). Контроль деятельности аккредитованных лиц осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Плановые проверки при осуществлении федерального государственного контроля деятельности аккредитованных лиц не проводятся. Предметом внеплановой проверки является соблюдение аккредитованным лицом требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц.

При проведении федерального государственного контроля этой деятельности осуществляется наблюдение за соблюдением аккредитованными лицами требований законодательства Российской Федерации к их деятельности посредством анализа информации о ней, либо о действиях (бездействии), обязанность по представлению которой в соответствии с 412-ФЗ возложена на указанные лица, в том числе информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе в области аккредитации, реестрах сертификатов соответствия, выданных аккредитованными лицами, иных документах по оценке соответствия, выдаваемых аккредитованными лицами, реестрах деклараций о соответствии, включая национальную часть Единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии Евразийского экономического союза, а также при размещении информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средства массовой информации.

Добровольное подтверждение соответствия отличается от обязательного в том числе и тем, что в рамках системы добровольной сертификации не применяются технические регламенты и иные документы, обязывающие производителя/поставщика/продавца продукции получать сертификат соответствия/декларацию о соответствии в целях ее реализации на территории Российской Федерации. Добровольную сертификацию производитель проходит по собственному желанию для установления соответствия документам по стандартизации, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются продукция, процессы производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых документами по стандартизации, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

В рамках системы добровольной сертификации к испытательным лаборатория предъявляются требования в соответствии с ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий», исполнение которых подтверждает аккредитованный орган по сертификации, а контроль над ними осуществляет Росаккредитация. П. 6.4.1 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 определено, что лаборатория должна иметь доступ к оборудованию, включая (но не ограничиваясь) средства измерения, программное обеспечение, эталоны, стандартные образцы, справочные данные, реактивы, расходные материалы или вспомогательные устройства, которое необходимо для надлежащего осуществления лабораторной деятельности и которое может повлиять на ее результаты.

В тех случаях, когда лаборатория использует оборудование, находящееся вне зоны ее постоянного управления, она должна обеспечить его соответствие требованиям стандарта. Кроме того, лаборатория должна иметь процедуры обращения с оборудованием, его транспортировки, хранения, эксплуатации и планового обслуживания в целях обеспечения надлежащего функционирования и предотвращения загрязнения или повреждения. Процедура аккредитации испытательных лабораторий четко и последовательно описана в законодательстве Российской Федерации. Нарушения возникают в случае, когда недобросовестные испытательные лаборатории, получающие подтверждающие документы о соответствии требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 в рамках системы добровольной сертификации без оценки соответствия критериям аккредитации Росаккредитацией, начинают проводить испытания продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия.

Росстандарт информирует организации, представившие системы добровольной сертификации к регистрации о том, что эта регистрация в соответствии с 184-ФЗ не заменяет аккредитации, регулируемой 412-ФЗ. Вместе с тем в настоящее время подготовлены поправки в законодательство Российской Федерации, предусматривающие введение разрешительного, а не уведомительного порядка регистрации систем добровольной сертификации и мониторинга деятельности зарегистрированных систем добровольной сертификации.

  • Дата вступления в силу Не указана
  • Загрузить Нет документов
  • Статус Не указан