Метрологическая служба предприятия Новости

Метрологическая служба предприятия

Метрологическая служба (МС) предприятия обеспечивает организационно и технически проведение всех видов измерений, необходимых как в ходе основного технологического процесса, так и предназначенных для удовлетворения внутренних потребностей с необходимой производительностью, точностью, экономической эффективностью и при условии соблюдения всех технических и нормативных требований. В функционал МС входит поддержание средств измерения в технически исправном состоянии, а также при наличии соответствующей аккредитации – проведение регулярных поверок используемых на предприятии СИ, аттестация МВИ, метрологическая экспертиза всех видов технической и нормативной документации, в том числе ТЗ, проектно-конструкторской и т.д.

Метрологическая служба предприятия отвечает за проведение техучебы в сфере метрологического обеспечения, контрольных проверок и других мероприятий, направленных на поддержание должного технического уровня производства, способствует внедрению современных технологий и средств измерения, научной работе, принимает участие в подготовке и аттестации производств, испытательных подразделений и систем контроля качества выпускаемой продукции.

Основополагающим нормативно правовым документом МС является ПР 50-732-93 «Типовое положение о метрологической службе государственных органов управления и юридических лиц», на основании которого и применительно к условиям производства создается положение МС конкретного предприятия. В нем содержится информация о предприятии в целом, описывается общая структура метрологической службы, а также задачи, обязанности и права отдельных ее подразделений.

Метрологическая служба предприятия, помимо положения, обязана иметь паспорт и руководство по качеству. В паспорте детализируется информация о структуре и составе метрологической службы, а руководство содержит подробное описание МС и ее политики в части системы обеспечения качества, информацию о кадровом составе по подразделениям и квалификационных требованиях к каждому специалисту. Сюда же включается перечень оборудования с указанием основных характеристик каждой единицы, методики выполнения поверок по различным СИ, описание порядка оформления документации и приема средств измерения на поверку, характеристика помещений, занимаемых МС, внешних условий, приводятся архивные данные и необходимая дополнительная информация.

Конечной целью задействования системы обеспечения качества является регулярное и организованное в соответствии с требованиями нормативно-технической документации проведение поверок СИ, используемых предприятием. Персональную ответственность за выполнение этой задачи несет руководитель МС. Пути достижения требуемого уровня системы сводятся к использованию современных технических поверочных и испытательных средств и технологий, наличию производственных помещений, соответствующих выполняемым работам и удовлетворяющих требованиям в части охраны труда, ТБ и производственной санитарии, а также максимальное повышение квалификации обслуживающего персонала.

Метрологическая служба предприятия может иметь различный состав и штатное расписание, что в конечном итоге зависит от профиля предприятия, специфики основного технологического процесса, объемов производства и других факторов. Например, в условиях крупномасштабного промышленного объединения, занимающегося как выпуском серийной продукции, так и научными изысканиями при наличии опытного производства и развертывании на его базе опытно- конструкторской деятельности структура МС может выглядеть следующим образом.

Главный метролог, работающий под непосредственным руководством генерального директора, имеет в прямом подчинении:

  • Отдел общих вопросов, занимающийся как контролем и модернизацией существующих МВИ, так и разработкой новых; здесь же проводится их аттестация.
  • Отдел управления измерениями, контролирующий наличие и правильность использования МВИ по каждому виду измерений, а также эксплуатацию СИ, средств контроля и испытания.
  • Отдел метрологической экспертизы, осуществляющий таковую как применительно к изделиям, так и к конструкторской и нормативно-технической документации.

Ввиду большого объема работ каждый из отделов имеет в своем составе сектора, которые в свою очередь разбиты на группы. К примеру, отдел метрологической экспертизы (МЭ) включает в себя сектор МЭ изделий, а последний, в свою очередь дифференцирован на группы, занимающиеся конкретными единицами продукции (группа лопаток турбин, группа валов и осей, группа крепежных изделий и т.д.)

Метрологическая служба предприятия, описанная в данном примере, имеет предельно развернутую структуру, что само по себе является скорее исключением, нежели правилом. Значительно чаще возможности МС ограничены, а то и свернуты за счет передачи некоторых функций метрологического обеспечения производственным подразделениям. Так, во многих случаях они отдаются отделам главного технолога, главного конструктора и т.д. В конечном итоге, решение о создании МС, ее структуре, кадровом составе и функциях принимает директор организации/юридического лица. По причине невостребованности МС может и вовсе отсутствовать на предприятии.

Оптимальная практическая схема реализации МС в общем виде чаще всего представляет собой совокупность подфункционалов, распределенных между метрологическими и производственными подразделениями предприятия. Так, в ОАО «Кузнецов», занимающимся ОКР в области авиационного моторостроения, такая схема была задействована изначально и успешно применяется до настоящего времени, к примеру, в таких областях, как создание новых и модернизация существующих МВИ, а также создание СИ принципиально новых типов. Как правило, производственники реально представляют себе суть проблемы и практические пути ее реализации, а поэтому и успешнее справляются с технической стороной поставленной задачи. Кроме того, в силу специфики опытно-конструкторских работ специалисты, непосредственно задействованные на производстве, имеют четко отлаженную (как прямую, так и обратную) связь с конструкторами и технологами.

С другой стороны, нельзя упускать из виду позитивные моменты, связанные с организационной и психологической стороной взаимодействия на основе разделения направлений деятельности. Так, разработку теоретических аспектов измерительного процесса и решение нормативно-правовых вопросов наиболее успешно выполняют именно специалисты метрологи. Они же, как показывает практика, наилучшим образом справляются с патентным поиском и анализом результатов в рамках своей компетенции. Имея при этом постоянные контакты с производственными подразделениями и участвуя в создании реально востребованных технологий и средств производства (в данном случае СИ, оснастки и т.д), метрологическая служба перестает восприниматься в качестве исключительно контролирующей структуры, что благоприятно сказывается на результатах совместной деятельности.

  • Дата вступления в силу Не указана
  • Загрузить Нет документов
  • Статус Не указан