Законодательное обеспечение единства измерений в РФ Новости

Законодательное обеспечение единства измерений в РФ

Обеспечение единства измерений (ОЕИ), как и метрологическое обеспечение в целом, осуществляется на основе нормативно-правовой (законодательной) составляющей ОЕИ в России.

Пирамида законодательной базы по ОЕИ

В России установлена следующая иерархия НПА в зависимости от их юридической силы:

  1. Акты федерального законодательства РФ об ОЕИ (закон РФ «Об обеспечении единства измерений»; другие законы РФ);
  2. Подзаконные акты федерального законодательства РФ об ОЕИ (Указы Президента РФ; Постановления Правительства РФ – ПП РФ);
  3. Подзаконные акты министерств и ведомств РФ об ОЕИ (приказы, инструкции, положения, указания, уставы, решения коллегий);
  4. Подзаконные акты исполнительных органов субъектов РФ об ОЕИ;
  5. Подзаконные акты органов местного самоуправления об ОЕИ;
  6. Локальные НПА об ОЕИ (документы предприятий, корпораций – стандарты предприятий);
  7. Нормативно-правовые акты по ОЕИ (нормативные документы ГСИ, государственные стандарты РФ, межгосударственные стандарты в рамках СНГ).
  8. Вне рамок НПА в иерархии документов по ОЕИ находятся:
  9. Нормативные документы ГСИ (не имеющие статуса НПА) и другие документы технической подсистемы ГСИ;
  10. Рекомендательные документы по ОЕИ;
  11. Техническая и эксплуатационная документация ОЕИ.

Федеральное законодательство по обеспечению единства измерений

Законодательство РФ по обеспечению единства измерений основывается на Конституции РФ (статья 71р), как основополагающем нормативно-правовом акте.
 

Основной Закон в сфере ОЕИ – Федеральный закон № 102-ФЗ. Он установил правовое регулирование наиболее важных отношений – правовые основы обеспечения единства измерений в РФ (ст.1 п.1). 

Другие Законы РФ в сфере ОЕИ. Комментарии к ФЗ №102 указывают также на другие федеральные Законы, регулирующие отношения по ОЕИ:

  • № 184-ФЗ от 27.12.2002 «О техническом регулировании»;
  • № 99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
  • № 107-ФЗ от 03.06.2011 «Об исчислении времени»;
  • № 412-ФЗ от 28.12.2013 «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». (Актуально для юридических лиц, ИП, выполняющих работы и оказывающих услуги по ОЕИ);
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 (ред. от 31.12.2014 вступ. в силу с 05.02.2015).

Существуют другие Федеральные Законы, регулирующие отношения по ОЕИ, относящиеся к отдельным ведомствам, например:

  • № 17-ФЗ от 10.01.2003 (ред. от 02.07.2013, с изм. от 01.12.2014 «О железнодорожном транспорте РФ» ст 7. «Стандартизация и обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте»);
  • № 209-ФЗ от 26.12.1995 «О геодезии и картографии» в ред. 04.03.2013 (ст. 7. Обеспечение единства измерений при осуществлении геодезической и картографической деятельности);
  • № 113-ФЗ от 19.07.1998 «О гидрометеорологической службе» (в ред. 21.11.2011).

Требования, устанавливаемые различными видами актов федерального законодательства, обладают равной юридической силой. Если при заключении международного договора РФ с другой страной установлены иные правила, чем это предопределено законодательством РФ об ОЕИ, то применяются правила международного договора (гл.1 ст. 4 ФЗ № 102).

Законодательство Таможенного Союза в сфере ОЕИ. На сегодняшний день нет документа, регламентирующего согласованную политику в области ОЕИ в странах Таможенного Союза. Коллегия Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) на основе своего Решения № 303 от 17 декабря 2013 года «О проекте Соглашения о проведении согласованной политики в области обеспечения единства измерений» подтверждает, что осуществление такой политики в области ОЕИ необходимо. Но до настоящего времени практических шагов по реализации этих намерений не последовало.

Отдельные ТР ТС содержат к конкретным видам продукции обязательные требования по ОЕИ, которые совпадают у государств-стран ТС. В таком случае они становятся обязательными для исполнения также на территории РФ.

Нормативно-правовые акты РФ по обеспечению единства измерений

На основе существующих федеральных Законов принимаются иные подзаконные акты, которые являются нормативными документами законодательной метрологии, конкретизируют основные положения ФЗ № 102 и составляют нормативную базу ОЕИ. Положения ФЗ и иных НПА применяются в части, не противоречащей основному Закону в сфере ОЕИ – ФЗ № 102.

В настоящее время нормативная база ОЕИ содержит как обязательные для исполнения НПА, так и документы, исполнение которых является добровольным. Нормативная база ГСИ включает:

  • стандарты (государственные, межгосударственные стандарты, отраслевые, стандарты предприятий);
  • правила системы ГСИ;
  • рекомендации системы ГСИ (методические инструкции, руководящие документы, методические указания);
  • документы технической подсистемы ГСИ и другие документы. 

Нормативная база ГСИ включает основополагающие стандарты, устанавливающие общие требования, правила и нормы, а также стандарты, охватывающие какую-либо область, вид измерений или средств измерений (СИ).

  • Правила (ПР) – документы в области ОЕИ и метрологии, устанавливающие обязательные для применения методы (способы, приемы) выполнения работ, обязательные требования к оформлению результатов этих работ; порядки (правила процедуры), организационно-технические и общетехнические положения.
  • Рекомендации – документы в области ОЕИ и метрологии, содержащие добровольные для применения методы (способы, приемы) выполнения работ, обязательные требования к оформлению результатов этих работ; порядки (правила процедуры), организационно-технические и общетехнические положения.
  • Нормативные документы, обязательные к исполнению. Обязательность документа характеризуется его статусом и наличием публикации в установленном порядке. Для НПА РФ условием обязательности является регистрация в Министерстве юстиции РФ. 


Подготовка НПА федеральных органов исполнительной власти и их государственная регистрация осуществляются на основе ПП от 13 августа 1997 года № 1009 «Об утверждении Правил подготовки НПА федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» и самих «Правил подготовки НПА федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации».

Законодательные и нормативные документы, обязательные к исполнению (перечислены в порядке степени юридической силы):

  1. Конституция РФ;
  2. Федеральные Законы РФ;
  3. Указы и распоряжения Президента РФ;
  4. Постановления и распоряжения Правительства РФ;
  5. НПА министерств (федеральных органов исполнительной власти) при условии их официальной регистрации в Минюсте.

Справка: Из истории 
До отмены действия Закона РФ от 27.04.93 № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений» нормативные документы по ОЕИ (НД), устанавливающие метрологические правила и нормы, имеющие обязательную силу на территории РФ, утверждал Госстандарт России (статья 5). 

Обязательность регистрации в Минюсте. Государственной регистрации подлежат НПА любого вида (постановления, приказы, инструкции и тому подобное), если в них имеются нормы, которые имеют межведомственный характер, например, издаются одним федеральным органом, а являются также обязательными для других министерств, органов исполнительной власти, органов хозяйственного управления и контроля, для предприятий, учреждений и организаций.

Процедура вступления в действие документов после их обязательной юридической экспертизы и регистрации в Министерстве юстиции определена Указом Президента РФ от 23 мая 1996 года № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти».

Документы, которые носят рекомендательный характер, не проходят официальную регистрацию в Минюсте.

  • Дата вступления в силу Не указана
  • Загрузить Нет документов
  • Статус Не указан